РОМГГиФ - форум геотехников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РОМГГиФ - форум геотехников » Геотехнические аварии и катастрофы » Геотехнические аварии и катастрофы


Геотехнические аварии и катастрофы

Сообщений 1 страница 49 из 49

1

В этом разделе предлагается публиковать информацию о геотехнических авариях и катастрофах как техногенных, так и связанных с опасными инженерно-геологическими процессами.
Как правило, геотехники узнают о таких авариях из средств массовой информации, профессиональные комментарии или анализ ситуаций редко доступны инженерному сообществу, хотя часто бывают очень полезны и поучительны. В силу этого давайте попытаемся сконцентрировать на этой страничке не только видеофиксацию катастрофических событий, но и их анализ, ссылки на статьи и публикации, вскрывающие причины аварийных случаев и обсуждающие их послкдствия.

Но начнем для "затравки" все-таки с видео. Давайте понаблюдаем за наиболее пугающими оползнями, заснятыми за последние годы очевидцами на видео:

0

2

И еще оползни:

0

3

Абсолютно пугающие кадры, при том зесь уже не только склонывые оползни, но и обрушения котлованов:

0

4

И первая сопутствующая интересная статья итальянских авторов:

Domenico Aringoli, Bernardino Gentili, Marco Materazzi and Gilberto Pambianchi 
MASS MOVEMENTS IN ADRIATIC CENTRAL ITALY: ACTIVATION AND EVOLUTIVE CONTROL FACTORS

0

5

Игорь вячеславович, благодарю, информация интересная и в плане информации и в плане представления.
Будем изучать по мере временных возможностей.
Шапошников А.В.

0

6

Здравствуйте! Спасибо за информацию. Выкладываю аварию в разборе которой участвовал наш институт:
https://www.youtube.com/watch?v=gbS6LB2 … e=youtu.be

+1

7

Эта авария случилась в Москве в 2014 году, в расследовании ее причин участвовали сотрудники Отд. № 25 НИИОСП им. Н.М.Герсеванова Вячеслв Китайкин и Руслан Чернов.
Выложу ролик, на который выше Руслан дал ссылку, в теле сомого форума. Вот как случилось обрушение в угловой зоне крепления котлована:

И в завершение несколько слайдов, подготовленных нашим институтом, иллюстрирующих причины и последствия этой аварии:
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t428399.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t25359.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t451798.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t151805.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t673976.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t382987.jpg

0

8

Руслан Чернов написал(а):

Здравствуйте! Спасибо за информацию. Выкладываю аварию в разборе которой участвовал наш институт:
https://www.youtube.com/watch?v=gbS6LB2 … e=youtu.be

Руслан Чернов написал(а):

Здравствуйте! Спасибо за информацию. Выкладываю аварию в разборе которой участвовал наш институт:
https://www.youtube.com/watch?v=gbS6LB2 … e=youtu.be

Здравствуйте ! Спасибо за информацию. Всем здоровья! Попсуенко

0

9

Раз уж перешли на обсуждение аварий ограждений котлованов, наверное будет уместным дать ссылки на пару старых статей, в которых достаточно детально обсуждаются наиболее характерные причины подобных аварий.

И.В.Колыбин "Уроки аварийных ситуаций при строительстве котлованов в городских условиях"

Gouw T-L "Deep Excavation Failures, Can thay be Prevented?"

0

10

Еще одна небольшая авария в Москве, о которой предоставили информацию сотрудники проектного Отдела № 25 НИИОСП.
В котловане перекопали угол бермы, но еще одним спровоцировавшим фактором, по мнению наших специалистов, явился так называемый "маркирующий слой", хорошо известный столичным геотехникам, - тонкая прослойка водонасыщенных супесей и песков между волжским и оксфордским ярусами глин, которая как раз оказалась в отметке дна котлована и подошвы бермы. По этой прослойке с низкими прочностными свойствами и проскользила берма.
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t395035.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t541177.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t424060.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t944938.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t804977.jpg

0

11

Конечно, очень впечатляют и аварии (даже те, которые видел своими глазами) и природные оползни.  В последнем случае угнетает, насколько мало это похоже на "круглоцилиндрические поверхности".
Спасибо за презентации!

0

12

Видео одной из крупнейших аварий стены в грунте за последние годы. Дело, кажется, происходит в Турции.

0

13

Небольшой ролик, посвященный возможным причинам аварий котлованов и закрытых выработок.
В нем, конечно, все сильно упрощено. Но ролик может служит хорошим учебным пособием для специалистов-геотехников, изучающих английский язык и оттачивающих профессиональную терминологию :)

0

14

Очень страшная авария неподкрепленного котлована с человеческими жертвами.
Ролик нужно смотреть до конца. Его следует показывать всем заказчикам и объяснять, что бывает, если не привлекать к проектированию профессиональных геотехников.

0

15

Трагикомичный ролик о том, как одинокий экскаватор пытался своим ковшом удержать от обрушения стену из бурокасательных свай. Очень трогательно, но непрофессионально и, конечно, тщетно. Очень любопытно то, что сваи, заделанные обвязочным поясом, начинают разрушаться по-одиночке по прочности материала и выпадать из плоскости стены до того, как происходит тотальный коллапс. Останутся ли в целости примыкающие здания? Ваш прогноз? Посмотрев ролик, Вы сможете его проверить.

Угадали со зданиями? Попробуйте объяснить.

0

16

Авария котлована в Демократической Республике Конго.
Рушится снова стена из бурокасательных свай. Любопытно, что можно наблюдать, как механизм разрушения начинается с прогрессирующего разрыва обвязочный монолитной балки, выполненной достаточно странно - не по головам свай. Затем, после завершения разрыва верхней балки, обрушается металл распорной системы и секция стены заваливается в котлован. Классика жанра - прямо как для учебника аварий:

0

17

Эпическое обрушение анкерной подпорной стенки в Турции. Смотреть нужно со звуком, слышно, как стреляют анкеры. Если услышите такой звук, исходящей от подпорной стенки, убегайте от неё как можно дальше.

0

18

Приведу ссылки еще на несколько публикаций, посвященных описанию и анализу аварий котлованов и не только.
Был, к сожалению, непрятно удивлен, что авторы этих публикаций используют дословные фрагменты чужого текста без кавычек и даже без ссылок на оригинал, но оставим это на совести таких авторов.

А. М. ЮГОВ, Н. С. НОВИКОВ
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ ЧАСТЕЙ ЗДАНИЙ

В.В. Леденев
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Аварии в строительстве. Т.1. ПРИЧИНЫ АВАРИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

0

19

Хочу представить вашему вниманию достаточно свежую (2018) статью индонезийского автора, в которой также рассматриваются аварии котлованов на нескольких объектах и анализируются причины этих обрушений:

Aswin Lim
Lesson learned from retaining wall failures: a geotechnical disaster

0

20

Продолжение видеоролика обрушения котлована в Стамбуле, представленного выше в посте #12:

0

21

Хотел предложить вашему вниманию несколько любопытных интернет материалов и публикаций, посвященных аварии при строительстве тоннеля Nicoll Highway в Сингапуре и не только, а также возможностям применения наблюдательного метода в поблемных случаях устройства глубоких котлованов:

0

22

Еще одна довольно свежая статья 2019 года в которой китайскими авторами разбирается авария котлована в слабых грунтах.

ZHUANG Haiyang,XUE Xuchao,YU Xu
Collapse of a Deep Excavated Foundation Pit in the Soft Soils by 3⁃D FEM

0

23

Редкие кадры обрушения анкерной стены котлована19 марта 2019 года в Стамбуле, Турция.
Ролик, к сожалению, не поддерживается в MS Explorer, рекомендую смотреть в Google Chrome.

0

24

Интересная слайдовая презентация, в которой анализируются причины и механизмы разрушений наиболее одиозных аварий котлованов в Азиатском регионе:

Tuan-Nghia Do
FAILURE MECHANISM OF DEEP EXCAVATIONS IN SOFT CLAY: CASE STUDIES

0

25

Обрушение ограждения котлована на ул. Фрунзе в Хабаровске.
Строители проявляют поразительное хладнокровие, продолжая работы на объекте даже при виде явно теряющих устойчивость распорных элементов.

0

26

И снова о легендарной аварии в Сингапуре - Никол Хайвей.
Предлагается ссылка на магистерскую диссертацию Ксавье Артола (2003, MIT), посвященную детальному исследованию причин аварии. Очень поучительно.

0

27

Kolybin
Игорь Вячеславович, благодарю за возможность наглядно осознать подобный суровый опыт. Добавил форум в закладки. С вашего позволения, оставлю ссылку на этот материал в одной из статей нашего сайта о полевых испытаниях. Если встретятся, постараюсь зафиксировать координаты и контакты аварийных участков в Крыму для "разбора полётов" вашим научно-исследовательским центром и участниками форума. Очень надеюсь, вовсе не придется. Продуктивной работы!

0

28

Андрей Ташкевич написал(а):

Kolybin
Игорь Вячеславович, благодарю за возможность наглядно осознать подобный суровый опыт. Добавил форум в закладки. С вашего позволения, оставлю ссылку на этот материал в одной из статей нашего сайта о полевых испытаниях. Если встретятся, постараюсь зафиксировать координаты и контакты аварийных участков в Крыму для "разбора полётов" вашим научно-исследовательским центром и участниками форума. Очень надеюсь, вовсе не придется. Продуктивной работы!

Благодарю за интерес, проявленный к теме. Конечно, форум и задуман для наиболее широкого обмена информацией и опытом между профессиональными геотехниками.
Будем рады любому интересному материалу о Вашей деятельности, и совсем не обязательно, чтобы он был связан исключительно с авариями.

Тем временем, размещу ссылку на еще одну интересную статью американских авторов, посвященную возможностям МКЭ моделирования аварий котлованов. Кстати, один из авторов - Виктор Калякин, прекрасно говорящий по русски, посещал недавно нашу страну в составе американской делегации II Русско-Американского Геотехнического Симпозиума, организованного РОМГГиФ (2018).

Ching Hung & Hoe I. Ling & Victor N. Kaliakin
Finite Element Simulation of Deep Excavation Failures

0

29

Позволю себе дать ссылку еще на одну статью по теме, обсуждаемой в данной ветке форума. Статья, на мой взгляд, любопытная и содержит интересные примеры.

Dr. Sherif W. Agaiby, Dr. Sayed M. Ahmed
Learning from Failures: A Geotechnical Perspective
(2016)

0

30

Игорь Вячеславович, здравствуйте!

Как бывший сотрудник проектного отдела №25 НИИОСП, а ныне риск-инженер страховой компании по оценке строительно-монтажных и имущественных рисков выражаю благодарность за развитие данного форума. Уверен, что Ваш огромный опыт в геотехнике и талант преподнесения материала будет с большим интересом воспринят страховым сообществом.

Если есть желание поделиться свои опытом существуют международные страховые сообщества, в которых как раз можно сделать публикацию (напр. сейчас формируется группа про оползневые процессы): https://www.imia.com/wp-content/uploads … 021-1.pdf. Так же в России есть сообщество риск-инженеров, которые бы с удовольствием бы послушали Вашу статью про аварии.

P.S. На мой взгляд на фазе НИЦ Строительство было бы полезно организовать отдельный форум про аварии в строительстве.

С уважением,
Игорь Полынков

0

31

Здравствуйте, Игорь!
Рад Вас  снова слышать, надеюсь в полном здравии и, как понимаю, уже из-за океана. :)
Благодарю за слова поддержки и одобрения. Также считаю тему аварий, катастроф и риск-анализа очень важной и иногда незаслуженно игнорируемой инженерным сообществом.
Приглашаю Вас и других Ваших коллег риск-аналитиков в тему для обсуждения различных геотехнических аспектов аварийных ситуаций.
Если тему поддержит достаточно большое число коллег, можно будет выделиться и в дополнительный форум. Пока же, коллеги в большей степени склонны читать и смотреть публикации, чем выносить на обсуждение какие-либо свои "кейсы". Это естественно, но надеюсь, что нам удастся заинтересовать и со временем перебороть такую отстраненность.
Пишите на Форуме, нам очень интересны и важны новости и события и из "параллельных миров", но имеющих очень близкую связь с геотехникой. :flag:

0

32

Игорь Вячеславович,

Благодарю все хорошо, все здоровы. Я в Москве, так что могу присоединяться к собраниям как удаленно так и очно. Кстати, на официальном сайте не очень информативны будущие события (напр. Герсевановские чтения не понятно когда будут).

Рад, что есть интерес к сообществу риск-инженеров. Буду приглашать для обсуждения коллег с соответствующими направлениями. Скорее всего будет несколько англоговорящих коллег, так что иногда обсуждения будут на английском языке, если этот факт не смущает.

Хотел бы поделиться аварией на Загорской ГАЭС-2 о которой наверное все слышали (http://blog.rushydro.ru/?p=8992 https://rushydro.livejournal.com/342512.html). В данном случае сэкономили на изысканиях. За 30 лет гидрогеология поменялась вот и результат. Интересен сам проект по её восстановлению - очень непростой.

Причины осадки:

Согласно предварительным данным, размывы грунтов основания здания ГАЭС, представленных мелкозернистыми песками, произошли вследствие неэффективной работы проектных противофильтрационной и дренажной систем станции в районе примыкания здания ГАЭС к подпорной стенке. В результате давление воды из нижнего бассейна передавалось на грунты основания, что постепенно вызвало их размывание и формирование сети гидравлических каналов.

17 сентября  давление воды из нижнего бьефа, распространившееся под зданием ГАЭС, вызвало выпирание грунта в верхнем бьефе. Произошло разжижение грунтов основания и их прорыв в верхний бьеф. Далее сформировался сквозной канал под зданием ГАЭС, через который происходило поступление воды из нижнего бьефа в верхний. При этом происходило постоянное вымывание грунта и расширение полости под зданием ГАЭС, что и вызвало его осадку. Данный процесс развивался весьма быстро и завершился после  уравнивания уровней воды в верхнем и нижнем бьефах. Окончательный вывод о причинах произошедшего будет сделан после полного осушения котлована здания ГАЭС и проведения дополнительных исследований.

Неэффективность работы противофильтрационных устройств обусловлена несовершенством их проекта, а также недостаточной изученностью свойств грунтов основания. Сложная фильтрационная картина в основании станции и недостаточное количество запланированных к установке контрольно-измерительных приборов привели к тому, что проектная организация не сумела своевременно распознать угрозу негативного развития ситуации.

Ситуацию осложнил тот факт, что проектная организация (Институт “Гидропроект”) вошла в состав группы “РусГидро” только в октябре 2010 года, сменив до того несколько собственников. Кроме того, выявлены недостатки нормативно-законодательной базы, недостаточно четко регламентирующей особенности строительства ГАЭС.

Необходимо отметить уникальность сооружений Загорской ГАЭС-2, спроектированной и построенной на мягких основаниях, что крайне редко встречается в мировой практике. Как правило, ГАЭС возводятся на скальных основаниях, которые в условиях Центрального региона России практически отсутствуют.

Точная сумма ущерба будет определена после полного осушения здания станции, завершения обследования ее оборудования и определения стоимости восстановительных работ.

+1

33

Спасмбо за информацию!

0

34

Hi Colleagues,

Interesting overview of hydropower tunnel failures, especially the recent case in Ituagno, Colombia: https://www.tunneltalk.com/TunnelTECH-M … ations.php

Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов (https://dwg.ru/lib/1773)

kind regards,
Igor

0

35

Игорь, благодарю за информацию!
Да, мы участвовали в разборе причин аварии за Загорской ГАЭС. Я пригласил наших участвовавших коллег к дискуссии в теме.
Интересный очень материал и по авариям тоннелей.

Артем, приветствуем на форуме!
Интересного Вам общения. И если у Вас есть материал для обсуждения, не стесняйтесь его выкладывать.
Форум абсолютно демократичный - "без регалий". :)

0

36

Игорь Полынков написал(а):

Казалось бы, это было вчера, а уже 7 лет прошло. И все обещания быстренько выправить инъекцией просрочены на несколько лет, чего и следовало ожидать, когда технические решения принимаются по нетехническим и даже не по экономическим соображениям.
Вообще-то проектировщики не ожидали ничего подобного. И у них был резон - рядом успешно работала почти точно такая же станция. Настолько не ожидали, что даже на настораживающие данные мониторинга напора в месте будущего прорыва не обратили внимания. ГЛавное,по мнению уже бывшего гл. инженера института, чтобы построено было по проекту.
Тут есть любопытная деталь. Расчет фильтрации под корпусом станции производился в плоской постановке. И для среднего створа почти идеально совпал с данными мониторинга. Но на стыке здания ГАЭС с подпорной стенкой плоский расчет не проходит, а напоры там были много больше и состояние грунта много сомнительнее. Отсюда мораль - если не умеешь рассчитать корректно, делай бОльшие запасы и внимательней наблюдай за происходящим.

+1

37

Виктор Григорьевич, благодарю за Ваши ценные комментарии!

С уважением,
Игорь

0

38

Коллеги, скорее всего все знакомы с этим эпичным падением здания в Шанхае и скорее всего существует профессиональный обзор https://maxxbay.livejournal.com/18296164.html - можете поделиться?

Меня, конечно убили эти сваи не фабричного Китая без арматуры и очевидный фейл с незакрепленным откосом колована :)

Заранее благодарен,
Игорь

+1

39

К сожалению, официального заключения по этому случаю падения здания в котлован я тоже не нашел. Да, есть отдельные картинки с подписями на китайском языке и фото. Примерно все в таком объеме, как Вы, Игорь, показали, я и находил.
Единственно, что могу добавить, что это сваи-оболочки РСС, которыми так гордились китайские коллеги. Они устраиваются с использованием двойной обсадной трубы, очень технологичны, но не имеют армирования. Естественно, что такие сваи никоим образом не предназначены для того, чтобы воспринимать горизонтальные нагрузки и моменты. Вот такие это сваи:
https://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t640317.jpg

Так что очень похоже, что разрушение наступило именно так, как показано на иллюстрациях. А основная ошибка - устройство неподкрепленного котлована рядом. Да и по-хорошему здание нужно было вообще строить уже после строительства стилобата.

0

40

Игорь Вячеславович, благодарю!

С уважением,
Игорь

Отредактировано Игорь Полынков (2020-12-04 14:35:27)

0

41

Коллеги, для информации делаю перепост с сообщества риск-инженеров (https://www.facebook.com/groups/2573093786284497) касательно Пермских провалов. На мой взгляд очень интересная тема в плане общего развития для геотехников.
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435474/Permskie_provaly?utm_referrer=https://zen.yandex.com&fbclid=IwAR1JgGQ5BT2lXnn_vL9suBq-HVcoYAakEmz_dqsY8qwB1RjzAVEZa-qHRwo

Кому вообще интересно расширить кругозор и узнать по подробнее кто такие риск-инженеры и зачем они в этом мире (https://wsn01.livejournal.com/48817.html) предлагаю присоединиться к сообществу. Я уже пригласил коллег к нашему форуму, но судя по всему декабрь время напряженное из-за продлений полисов и не все могут себе позволить участвовать в обсуждениях.

С уважением,
Игорь

+1

42

Коллеги, всем привет!

Хотел поделиться интересной публикацией на тему обрушения моста во Флориде: https://www.structural-safety.org/media … uction.pdf

Вывод ниже и налицо проблеммы с квалифицией и управлением проектом.

This SCOSS Alert touches on the main learning from the event, whilst the references provide further details. This event occurred from a complex sequence of unfortunate events, but one thing is for certain: the warning signs of distress
were clear, and the road traffic under the bridge could have, and should have, been stopped as a precautionary measure. Decisions made on the day of the collapse, contrary to the approved design and unchecked, compounded the issues.
This avoidable tragedy needs to be studied carefully and the above recommendations implemented by all organizations involved in the construction industry.

С уважением,
Игорь

+1

43

Очень полезный раздел! Спасибо огромное за ваши труды!

+1

44

Обрушение бортов на руднике "Восточный" в 2016 году.

Первый обвал случился на золотодобывающем руднике "Восточный", расположенном в Красноярском крае, 23 мая 2016 года.
Из-за завала на технологической дороге в карьере оказались заблокированными 154 человека. В карьере обрушилось порядка 50–70 тысяч кубометров горной массы. Диспетчерская служба вовремя заметила трещину в борте рудника и приостановила движение в карьере, благодаря этому никто из работников  не пострадал.

Повторный обвал произошел на руднике 18.07.2016 вскоре после первого, и предположительно является его следствием:

+1

45

Dehradun/New Delhi, February 7 (https://www.tribuneindia.com/news/diasp … tbp-209126)

A portion of the Nanda Devi glacier broke off in Uttarakhand’s Chamoli district on Sunday, triggering an avalanche and a deluge in the Alaknanda river system that washed away hydroelectric stations and trapped more than 100 labourers who are feared dead.

https://www.youtube.com/watch?v=DoWivEF … e=emb_logo

0

46

Interesting article involving a tunnel collapse on a hydro power plant in Scotland in 2009, a few months after opening. Enjoy.

https://link.springer.com/article/10.10 … 19-01812-w

+1

47

Коллеги, предлагаю вниманию еще одну статью по тематике данного раздела. Статья достаточно свежая, опубликована в 2019 году.
Материал коллег из Польши посвящен анализу аварийных или предаварийных ситуаций при устройстве котлованов в Польской республике. Анализируются типовые ошибки при производстве работ, а также сопутствующие факторы.

Natalia Maca, Jakub Sierant
Excavation support – geotechnical failures in the context of design and execution errors as well as formal and economic conditions (pdf)

0

48

0

49

Очень интересно и поучительно, спасибо!
Единственное, я не понял - стенка консольная или анкеры выдернулись?

0


Вы здесь » РОМГГиФ - форум геотехников » Геотехнические аварии и катастрофы » Геотехнические аварии и катастрофы