РОМГГиФ - форум геотехников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РОМГГиФ - форум геотехников » Геотехнические аварии и катастрофы » Катастрофа в Норильске. Опрос о возможных причинах аварии


Катастрофа в Норильске. Опрос о возможных причинах аварии

Сообщений 1 страница 8 из 8

Опрос

Какие факторы, на Ваш взгляд, могли послужить причиной аварии?
Ошибки изысканий

18% - 2
Ошибки в проекте фундаментов

18% - 2
Негодное качество работ при устройстве фундаментов

18% - 2
Неправильная эксплуатация

18% - 2
Отсутствие технического надзора

9% - 1
Отсутствие мониторинга

18% - 2
Глобальное потепление или иные природные факторы

0% - 0
Форс-мажорные обстоятельства

0% - 0
Нечто иное

0% - 0
Невозможно судить о причинах, не зная всех деталей

0% - 0
Голосов: 11

1

https://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t950089.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0015/04/a1/5/t738265.jpg

Мы конечно все знаем об ужасной аварии, приведшей к экологической катастрофе, которая произошла недавно в г. Норильск.
Днем 29 мая на территории ТЭЦ-3 в Норильске произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом. Всего в грунт и в реки разлилось около 20 тыс. тонн топлива. По предварительно озвученным данным, разгерметизация днища резервуара произошла в результате таяния вечной мерзлоты, вызвавшей просадку свай.

Но как првило, к авариям такого масштаба не может привести лишь один фактор. Обычно это комплекс причин и их следствий.
А каково Ваше мнение, что могло послужить причинами столь масштабной аварии? При голосовании Вы можете выбрать несколько предложенных вариантов ответа, после нажать "Отправить". Комментарии приветствуются, можно предлагать свои варианты гипотез причин аварии.

0

2

Наконец оглашено официальное заключение о причинах аварии:

"Техническое расследование аварии на «ТЭЦ-3» АО «НТЭК» завершено

16.11.2020
Сформированная Ростехнадзором комиссия по расследованию технических причин аварии на опасном производственном объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-3» АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» завершила свою работу.

На основании изучения проектной и технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, а также заключения экспертной группы комиссией установлены следующие причины аварии.

Технические:
- причиной разгерметизации резервуара вертикального стального сварного РВС-30000 (техн. № 5) с последующим истечением дизельного топлива в объеме 25324,567 м3 (21163,300 т при принятой плотности 812,5 кг/м3) явилась недостаточная несущая способность плитного ростверка основания и железобетонных свай, что вызвало превышение допустимых усилий с последующим цепным разрушением 33 свай-стоек, расположенных по контуру и внутри свайного пространства, а также разрушение монолитного железобетонного основания и его просадку до 1,5 м под днищем резервуара.

Организационные:
- недостатки проектирования при конструировании железобетонного свайного основания, обусловленные низким уровнем проектных работ;
- дефекты строительного производства: непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи, отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай, наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи, опирание до 30% свай не на скальное основание значительно ухудшили напряженно-деформированное состояние железобетонного свайного основания. Наличие «слабых» грунтов под концом свай вызвало перераспределение усилий в конструкциях свайного основания, и на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.

Прочие:
- некачественный контроль за надёжной и безопасной эксплуатацией сооружений (свайного основания резервуара техн. № 5) со стороны ответственных лиц: не проведена оценка фактического состояния основания (свайного фундамента) с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, обследование с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с учетом конкретных условий эксплуатации;
- нарушения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности, а именно: при проведении экспертизы промышленной безопасности № 1495/2018-ЭПБ, выполненной в 2018 году, экспертной организацией ООО «Безопасность в промышленности» не проведена оценка фактического состояния основания (свайного фундамента) резервуара РВС-30000 (техн. № 5) с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов сооружений.

Результаты проведения технического расследования занесены в акт, в котором указаны причины и обстоятельства случившегося, допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лица, допустившие нарушения. В акте отражены меры, принятые для локализации и ликвидации последствий, содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Акт подписан членами комиссии, передан им и направлен государственным органам 13 ноября 2020 года."

+1

3

Игорь Вячеславович, очень интересная тема к размышлению для риск-менеджеров крупных компаний, таких так Норникель. Как правило для крупных предприятий разрабатывется реестр рисков, который учитывавает мероприятия по недопушению таких аварий (геотехника - это лишь часть). Такое применимо для тоннеле строения (https://www.imia.com/wp-content/uploads … -Works.pdf), гидротехники, крупных и сложных проектов как нефтедобыча и переработка.

В нашей международной компании тоже обратили внимание на этот случай, в ввиду потенциальных рисков для объектов постороенных / строящихся на вечной мерзлоте. Здесь сложились нарушения в проекте, надзоре, обслуживании, а самое основное в недостаточной компетенции возлеченных участников строительства. Добавить нечего, хотя у меня изначально было мнение о человеческом факторе в плане игнорирования требований СП по геотехническому мониторингу для фундаментов в вечномерзлых грунтах.

Поднимая вопросы таяния вечной мерзлоты, данные темы звучат все актуальнее для существующих и вновь возводимых сооружений. Как правило, это нефтедобыча и горнодобывающая промышленность в России, Канаде. Нордик (Швеция, Норвегия) не уверен, там скала.

Мне интересно, занимается ли отдел НИИОСП по вечной мерзлоте, также геотехническим мониторингом, разработкой проектов по термической стабилизации и с каким авариями / плановыми ремонтами приходится сталкиваться (статистика причин)? Как сложилось издавна, в РФ большие площади вечной мерзлоты и мы научились с этим жить - мне кажется это очень актуальная сейчас проблема на мировом уровне.

С уважением,
Игорь Полынков

+1

4

Добрый день, Игорь!
Интересный документ. Да, встречался с подобными руководствами по риск-менеджменту и у других западных крупных компаний.
Самое интересное (и справедливое), что в заключении о причинах аварии в Норильске о деградации мерзлоты, о чем кричалось в прессе в самом начале, нет ни слова.
Да, конечно НИИОСП сейчас очень активно занимается Арктической тематикой. Наверное, решение проблем строительства на многолетнемерзлых грунтах и правильной эксплуатации зданий и сооружений одно из наиболее востребованных сегодня направлений в геотехнике. В этом году нами совместно с коллегами из других организаций подготовлен ряд новых нормативных документов для строительства на ММГ. Это и своды правил, и новые стандарты. В следующем году мы ожидаем их утверждения министерством. В первую очередь, можно назвать пересмотр СП 25 "Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах", а также новые своды правил по производству работ, инженерной подготовке территории и эксплуатации зданий и сооружений на ММГ.
Мы в институте начали заниматься и мониторингом в северных регионах, и анализом причин аварийных и предаварийных случаев. Так что статистика, пусть пока и не такая большая, но уже постепенно набирается. Однако, к сожалению, все эта информация закрыта соглашениями о конфиденциальности, поэтому вряд ли возможно будет ей делиться. Постараемся публиковать в открытой печати те данные, которые не попадают под конфиденциальность.
С уважением.

0

5

Игорь Вячеславович, большое спасибо за поддержку и время!

Обязательно буду ждать нового выпуска СП 25.

Касательно температурной стабилизации, столкнулся с подобными системами за полярным кругом. Вот, например, такими: https://www.npo-fsa.ru/sites/default/fi … sh-pdf.pdf
На первый взгляд фундаменты с применением таких решений в разы дешевле, а также более надежны в плане защиты от таяния вечной мерзлоты. Суть системы схожа с фундаментами для складов - холодильников.

Тем не менее у меня есть сомнения в эффективности системы, если не будут учтены следующие моменты:

- Высокие требования к подготовке основания для укладки труб, качеству соединений, материалу труб и хладагенту. В случае разгерметизации системы, напр. под резервуаром затраты на восстановление будут высокими чтобы устранить утечку. К тому же, если еще и проигнорировать требования по обслуживанию и геотехничекому мониторингу (температура, осадки), то совокупность факторов может привести к аварии.
- В случае, если система не автономная, а требует наличия холодильной установки в летнее время, то сразу встают вопросы по требованиям к обслуживанию и обеспечению категорийности энергоснабжения (1-я категория, если я не ошибаюсь).
- Возможные повреждения испарителей или холодильных машин может привести с аварийной ситуации, поэтому требованию к защите от возможного повреждения (напр. техникой при произвостве работ подрядчиками) должны четко прописываться.

Если я не ошибаюсь данные системы монтируются согласно внутренним разработкам и рекомендациям компании производителя, которые зависят от опыта компании и собранной статистики. Подразумеваю, что требования к таким системам будут более подробно прописаны в новом СП 25.

С уважением,
Игорь

+1

6

Да, Игорь, нам знакомы эти системы термостабилизации. Они действительно эффективны, но более требовательны и к подготовке территории и с эксплуатации зданий и сооружений.
В новой редакции СП25 вряд ли появится что-то сильно новое, касательно этих систем. Зато в следующем году должен быть утвержден СП "ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ. Правила эксплуатации". В нем есть два раздела, определяющие требования как к эксплуатации вентилируемых труб и каналов в основании сооружений, так и к эксплуатации систем сезонного и искусственного охлаждения. Не бог весть как много требований, но они появились.

0

7

Игорь Вячеславович, огромное спасибо за поддержку и за восполнение геотехнического вакуума в общении, накопившегося за многие годы работы в страховой индустрии!

С уважением,
Игорь

0

8

Не за что! Приятно пообщаться на интересные темы  :flag:

0


Вы здесь » РОМГГиФ - форум геотехников » Геотехнические аварии и катастрофы » Катастрофа в Норильске. Опрос о возможных причинах аварии