Конкурентами Лахта Центра в номинации Tall Building Geotechnical Engineering («Геотехническое проектирование высотных зданий») являются:
1. 42-этажная башня 500 Folsom с шестью уровнями подземной парковки в г. Сан-Франциско (США); Ссылка
2. 58-этажный небоскрёб Chapultepec Uno R-509 в Мехико (Мексика); Ссылка
3. Реконструкция многоэтажного отеля "Claridge`s Hotel", Лондон (Великобритания): устройство пятиэтажного подвала под отелем; Ссылка
1. 42-этажная башня 500 Folsom с шестью уровнями подземной парковки в г. Сан-Франциско (США). Проектировщики Langan Engineering (Окленд, США).
42-этажная башня 500 Folsom.
Многофункциональный комплекс с башней 500 Folsom был возведен на месте зданий и сооружений, повреждённых землетрясением Loma Prieta в 1989. Башня имеет 42 этажа надземной части и 6 уровней подземной парковки.
Подземная часть здания выполнена в котловане, в качестве ограждающей конструкции которого принята стена в грунте, удерживающие конструкции – 5 рядов анкеров и 1 уровень распорок. Для контроля осадки окружающего массива грунта и рядом расположенной эстакады от устройства и нагружения анкеров была выполнена специальная программа инклинометрических измерений.
Фотография котлована башни 500 Folsom.
Из-за непосредственной близости к разлому Сан-Андреас были разработаны специфические для конкретной местности воздействия землятрясения на конструкции здания. Для исключения разжижения грунта основания и передачи нагрузки на более прочные грунты была выполнена замкнутая ячеистая сетка из колонн, выполненных по технологии jet-grouting.
2. 58-этажный небоскрёб Chapultepec Uno R-509 в Мехико (Мексика). Проектировщик: Arup, London
58-этажный небоскрёб Chapultepec Uno R-509.
Устройство временной распорной конструкции котлована небоскрёба Chapultepec Uno R-509.
58-этажный Chapultepec Uno R-509 стоит на 12 цокольных этажах на узком 26-метровом участке в высокой сейсмической зоне. Стена в грунте работает как глубокая опора башни. Устойчивость её обеспечивается дисками перекрытия. Строительство выполнялось по технологии сверху вниз. В связи с наличием автоматической парковки, в конструкциях перекрытия требовалось выполнить большие отверстия. В связи с этим первоначально была возведена временная распорная конструкция (временный мост) изображенная, которая затем была заменена на постоянную систему перекрытия.
Из-за особых требований по высоте башни, оси сетки колонн пролетного строения надземной части не совпадают с осями колонн подземной части здания, поэтому пролетное строение концентрирует и передает нагрузки на колонны периметра, уменьшая нагрузки на внутренние фундаменты. Обвязочная балка высотой 8 метров распределяет сосредоточенные нагрузки по периметру на стену в грунте, а горизонтальная утолщенная плита на границе между надземными и подземными конструкциями обеспечивает передачу передачу горизонтальной сейсмической нагрузки на стену в грунте.
В связи с наличием слабых глинистых грунтов и высокого уровня подземных вод, предусмотрена регулировка плита перекрытия 1-го этажа при осадке соседних улиц.
3. Реконструкция многоэтажного отеля "Claridge`s Hotel", Лондон (Великобритания): устройство пятиэтажного подвала под отелем Проектировщик: Arup, London.
Чтобы увеличить пропускную способность и модернизировать услуги в лондонском многоэтажном отеле "Claridge`s Hotel", было выполнено устройство 5-ти подземных этажей, не нарушая работу отеля. Для устройства подземных этажей и подведения фундамента под конструкции здания были выполнены горизонтальные туннели к каждой из 61 колонны здания. Из туннелей под колоннами вручную выкапывали вертикальные шахты диаметром 1,8 метра, используя кессоны. Внутри каждой шахты были выполнены железобетонные колонны из самоуплотняющегося бетона C60 / 75N. После устройства колонн выполнялась экскавация грунта из подвала между колоннами сверху вниз на глубину 22м. Все 25 000 кубометров грунта были вывезены через одно окно в задней части здания.
Отель "Claridge`s Hotel", Лондон (Великобритания).
Отель "Claridge`s Hotel". Устройство подземного этажа.
Геотехнические исследования показали, что в основании старого фундамента находится аллювиальный илистый слой грунта, который, находясь под водой, имел текучее состояние и угрожал горным работам. Это почти остановило проект, но была разработана вакуумная система его обезвоживания, что позволило увеличить прочность илистого грунта до выполнения строительных работ.
На стадии проектирования было выполнено поэтапное 2D и 3D конечно-элементное моделирование всей последовательности строительства, чтобы предсказать распределение нагрузки, осадку и подъем фундамента здания при экскавации. Для исключения деформаций старого фундаментной плиты гостиницы она вывешивалась на домкратах. В процессе строительства работа гостиницы не прекращалась. Проект был реализован на четыре месяца раньше срока и в рамках первоначального бюджета.
***
Несмотря на пандемию подготовлен к выпуску новый журнал, затрагивающий геотехническое строительство: "Фундаменты". Это научно - практический журнал для проектировщиков и строителей. Надеюсь он объединит, сплотит, ближе познакомит специалистов в области геотехники. Более подробная информация о первом номере журнала появится в ближайшее время на страницах Форума.
В настоящее время заканчивается строительство небоскрёбов на участках 17 – 18, которые в процессе строительства сумели «подрасти» практически на 30%. Причём предельная высота менялась несколько раз. Это стало возможным благодаря НТС специалистов НИЦ «Строительства» и в первую очередь НИИОСП им. Н.М.Герсеванова на всех стадиях, начиная с инженерно – геологических изысканий и заканчивая собственно строительством. Результаты мониторинга не только подтвердили правильность принятых решений, но и были основой для принятия решения об увеличении этажности башен. Это является хорошим примером применения наблюдательного метода в строительстве, когда по результатам мониторинга меняется, корректируется или дорабатывается проектное решение.
Отредактировано Oleg Shulyatyev (2020-06-16 09:50:14)